Программа развития и воспитания в детском саду "Детство"
Программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребёнка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей страны. В программе большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыки и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельности, детский труд – занимают особое место в программе. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром.
ДЕВИЗ программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить». Линия Чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребёнка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Линия Познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром.
Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе Линия ТВОРЧЕСТВА.
Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа «Детство» является комплексной образовательной программой. Её использование требует от педагога развитие педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект – субъектного взаимодействия с ребёнком на основе педагогической диагностики. В программе в помощь воспитателям предусмотрены краткие характеристики уровней освоения содержания программы. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Образовательная деятельность проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности. Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ и приглашаю к сотрудничеству!
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыкова "Цветные ладошки"
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира и эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «Языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация индивидуального художественно-эстетического опыта : «осмыслённое чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно- эстетических объектов художественно- эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса, чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно- эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов « Я – концепции – творца».
Дидактические принципы построения и реализации программы «Цветные ладошки».
Общепедагогические принципы:
· Принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных и культурных традиций;
· Принцип сезонности: построение или корректировка позновательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
· Принцип систематичности и последовательности « от простого к сложному», «от близкого к далёкому!. «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
· Принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту; · Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; ·
Принцип развивающего характера художественного образования;
· Принцип природосообразности: построение или корректировка задач художественного – творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
· Принцип интереса построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей в детской сообществе в целом. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно- эстетической деятельности:
· Принцип эстетизации; · Принцип культурного обогащения;
· Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
· Принцип интеграции; · Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
· Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
· Принцип организации тематического пространства;
· Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обощённых способах действий;
· Принцип естественной радости.
В программе «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1.формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2.создание развивающей среды для занятий по изодеятельности и самостоятельного детского творчества;
3.ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способах действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно- эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала.
Желаю успехов!