Воскресенье, 19.05.2024, 01:47

Мой сайт

 
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ  на сайт педагога дополнительного образования
Анастасии Викторовны Щёлкиной!!!
 
Детство- это летний ветер,
парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство - это значит дети!
Дети - это значит мы!!!
Сотрудники
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психология семьи и семейных отношений

Влияние транскультуральных семейных традиций на отношения в супружеской паре.
 
Введение.
 
По мнению ряда авторов, культурные особенности влияют на формирование общественного мнения, установок относительно семейно – брачной жизни и играют ведущую роль в регулировании семейных отношении (О.А. Карабанова, Н. Пезешкиан, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). В каждой семье ярко проявляются черты национальных культурных традиций, обычаев, нравов, которые влияют на отношения и развитие супружеской пары. По мнению Н. Пезешкиана в семье решаются ключевые проблемы общества в целом, поскольку именно в семьях, проявляющих социальные установки, ценности, привычки, мировосприятие человека, происходит формирование его социально – психологических качеств и личностной (в том числе этнической) идентичности [ 12 ] . Многие авторы, рассматривающие супружеские отношения, обращаются к теме транскультурального подхода. Несмотря на актуальность этой темы нет идентичного определения транскультурального подхода. Каждый автор со своей позиции описывает это направление, но все они, так или иначе схожи. В частности слишком много разночтений в понимании этого влияния. В своей работе мы поставили цель разобраться в том, какие существуют основные направления в психологии, объясняющие влияние транскультуральных традиций на отношения в супружеской паре. Объектом изучения являются рассматриваемые подходы и методы в изучении транскультуральных семейных традиций на отношения в супружеской паре у разных авторов.
 
1. Глава 1. Супружеские отношения. 1.1.Основные понятия и определения транскультуральных традиций по теории Н.Пезешкиана.
 
В одной из широко признанных теорий, исследующих вопросы транскультурального влияния на семейные отношения, является теория позитивной психотерапии. Основой для характеристики любой группы являются нормы, действующие в группе и воспроизводимые индивидуумом как психосоциальные нормы с эмоциональными проявлениями. По мнению доктора медицины, специалиста в области психиатрии и неврологии Носсарта Пезешкиана это не значит, что одна модель лучше другой, но они дополняют друг друга и отражают всю целостность человеческого опыта. Транскультуральный подход обеспечивает более широкую многоварьиативную интерпретацию супружеских отношений. По мнению Н. Пезешкиана транскультуральный подход – это значение социализации в развитии межличностных и внутрипсихических конфликтов. Транскультуральный подход пронизывает всю позитивную психотерапию. [8;9]. Изучение данного подхода помогает понять индивидуальные конфликты в супружеской паре. Транскультуральное мышление – основа позитивной семейной терапии. Это верно как для человека в группе, так и для индивидуума. Каждый человек находится под влиянием культуры, в которой он вырос. Но у него есть и собственная личная культура как результат его воспитания. Это может быть основой возникновения транскультуральных проблем и его взаимоотношениях с другими людьми. [Н. Пезешкиан. С.12]. 2. Транскультуральные проблемы – то есть те, которые возникают при столкновении различных культурно обусловленных ценностей и способов поведения – являются только одним из видов конфликтов. В сфере общения эти конфликты отражают различные концепции и проблемы, возникающие из их переплетения. Члены разных культурных общностей усваивают типичные черты, которые влияют на их межличностные отношения и ожидания, так и на их внешнее поведение. Точно так же как человек повсюду носит с собой своё воспитание. На его основе формируются разные системы взаимоотношений и ценностные структуры, которые влияют на понимание людьми друг друга. Но они могут также провоцировать конфликты между людьми и внутри самого человека. Другими словами, каждый человек – это крошечная, но в то же время полуоткрытая система со своими собственными традициями, связанными определённым образом с традициями его социального окружения.. Прототипом этой «микрокультуры» является семья [Н. Пезешкиан с.29; 30]. 3.
 
 1.2. Механизм отношений в супружеской паре.
 
О.Г. Прохорова изучая особенности супружеского общения, приходит к выводу необходимости структурированию семейных отношений. По мнению О.Г. Прохоровой система взаимоотношений в благополучных семьях в какой-то мере напоминает взаимоотношения экипажа находящегося в дальнем плавании судна. Каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе . В семьях с неотлаженным механизмом интеграции ее члены предпочитают удовлетворять часть своих потребностей вне ее и независимо от нее. Семья по мере возможностей старается не обзаводиться хозяйством, сложились ущербные традиции (раздельный отдых, свой круг друзей и знакомых у каждого, утаивание средств из семейного бюджета на свои нужды и др.). В таких семьях не торопятся обзаводиться детьми, чтобы не появились новые заботы, ограничения. Часто такое поведение обусловлено скрытым (неосознаваемым) конфликтом. Иногда оно унаследовано от родительской или иной другой семьи. Возникает своеобразная «фобия — боязнь вступить в прочные семейные взаимоотношения, стремление сохранить независимость. Семья такого типа весьма чувствительна к условиям жизни, отношения в ней «хороши, пока все хорошо». В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней растут дети и с первых лет своей жизни усваивают нормы общежития, человеческих отношений, впитывая и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют всё то, что усвоено в родительской семье, где они обрели опыт нравственности и морали. Усвоение жизни в семье зависит от социальной политики 4. государства, а от состояния семьи - прочность государства [76 ; 80]. В рассматривании межличностных семейных отношений Е.Н Юрасова предполагает в формирование внутрисемейной коммуникации решение следующих задач: установление правил взаимодействия между супругами; определение границ семьи, т.е. определение семьи от того, что в семью не входит. Установление правил взаимодействия между супругами включает: установление приемлемей для обоих членов пары дистанции в общении, или степени эмоциональной близости; выработку способов решения конфликтов в случае несогласия супругов друг с другом. Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. Гибкость характеризует способность границ семьи к изменениям. Проницаемость границ – это установки, существующие в семье, относительно контактов с внутрисемейным окружением. Для молодой пары определение границ семьи в первую очередь означает переопределение своих отношений с родительскими семьями. Теперь роли сына или дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены. [134; 135; 136]. 5.
 
1.3.Позиции исследования отношений в супружеской паре.
 
О.А. Карабанова исследует отношения в супружеской паре с позиции межличностной коммуникации.[93 - 98]. Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, установление и развитие межличностных отношений супругов, познание партнёра и самопознание. Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения. [Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987]. Структура коммуникативного акта включает следующие звенья: - возникновение потребности и мотивов общения; - определение задач коммуникации; - передача информации, включая выбор определённого содержания и выбор способа кодирования с учётом задач коммуникации; - получение информации партнёром, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнёра на коммуникации; - анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации; - передача информации, включая выбор определённого содержания и выбор способа кодирования с учётом задач коммуникации и т.д Процесс межличностных отношений опосредуется системой образов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию. Указанная система включает образы: «Я», «Другой моими глазами», «Я 6. глазами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «Наши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузки коммуникативного канала и возрастанию вероятности нарушения межличностных отношений в случае искажения и недостаточной адекватности хотя бы одного из них. В работах Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К.Вацлавика, В.Сатира, К. Роджерса, Т. Гордона выделены условия эффективного межличностного общения в семье, включающие как общие принципы организации успешной коммуникации, так и специфические нормы и правила, устанавливаемые применительно к семье. Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно с тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье. В частности, подход Р.Орта [9] в исследовании совместимости супругов. Он считает главным условием счастья совпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения. По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. Он использует понятие «семейные концепции», которые определяют правила отношений к людям и вещам: от одного поколения к другому передаются не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношений, которые переходят от родителей к детям. Концепции берут начало в критических 7. переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению детей. Примеры семейных концепций: «Что скажут люди», или «Аккуратность – половина жизни», «Ничего не даётся легко», «Верность до смерти», «Достижения, честность, бережливость» и т.д. Частично они осознаются и формулируются носителем в сжатой форме в виде любых поговорок, наказов детям, комментариев в различных ситуациях. Когда социальная и семейная ситуация в корне изменяется, старая программа перестаёт отвечать актуальным потребностям. У членов семьи накапливаются проблемы, задачи, страхи, навязчивые ритуалы и зависимости, до тех пор, пока один из них не разрывает порочный круг активным вмешательством. Поэтому один из важнейших принципов позитивной семейной психотерапии. Н Пезешкиана – принцип установления связи между семейной традицией, идентичностью и проблемами человека. На Западе в центре идентичности индивидуума находится его «Я», на Ближнем Востоке другая точка отсчёта - семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства. Выделяя различия, между культурой общения Восточных и Западных семей Пезешкиан пишет: «Снова и снова подтверждается, что ни одна из культурных систем сама по себе не является хорошей. Их качество обусловлено тем, как они влияют на людей, живущих в них, и тем, насколько их правила игры дают возможность конструктивного взаимодействия с другими социокультурными системами и их представлениями. Так что остаётся многое, чему люди из разных культур могли бы научиться друг у друга – если только они захотят понять друг друга». 8. Среднестатистическую российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье в терминах Н. Пезешкиана. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность. Говоря о национальной культуре, нужно отметить, что мы понимаем здесь способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системах общественных норм и в духовных ценностях, в совокупности отношение людей к природе, к себе, к другим людям в определенном этносе. В культуре фиксируется качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности – этнических общностей, эпох, этапов развития . Как видим, большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Н. Пезешкиан [11], автор межкультурного подхода к проблеме внутрисемейных взаимоотношений, отмечает, что каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. В частности, во внутрисемейных взаимоотношениях мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому. В частности, Н.Пезешкиан говорит, что: Плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается различных философских, религиозных, этических взглядов и живет согласно специфическим производственным отношениям и правилам человеческого 9. поведения, становится нормой воспитательных отношений внутри отдельной семьи. Это превращает транскультурный подход в основу межличностных отношений» [10. С.28]. В.П. Левкович , исследуя взаимоотношения в семьях, предполагает, что источником деструкции супружеских отношений в семьях может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур, формирующих специфику национального сознания и самосознания супругов, которая особенно ярко проявляется в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций. Следовательно, успешная адаптация супругов в семье зависит от того, насколько они способны преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров [6]. Говоря о национальной культуре, нужно отметить, что мы понимаем здесь способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системах общественных норм и в духовных ценностях, в совокупности отношение людей к природе, к себе, к другим людям в определенном этносе. В культуре фиксируется качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности – этнических общностей, эпох, этапов развития [12]. Именно семья играет главную роль в сохранении и передаче культуры, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм культурной трансмиссии нарушается. Национальная психика реально проявляется в поступках, поведении и взаимоотношениях членов семьи. Она проявляется по механизмам национальной установки и национального стереотипа – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственных той или иной нации. 10. Социально-психологические характеристики взаимодействия и взаимоотношений в семье наряду с культурно-психологическими стереотипами являются базовыми причинами как интолерантного общения, так и длительности, интенсивности ее существования. Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение культурного разнообразия. В частности, Г.Л. Хиршхорн указывает на то, что «внутрисемейные межличностные взаимоотношения, с одной стороны, способствуют ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, а с другой - аккомодируют внутренний мир индивида к культурным схемам общества» [15. С.66]. Итак, говоря об культурных факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своих традиций, каждый его компонент: психический склад ; культурное сознание; этические чувства; этические вкусы. Другими словами, насколько он идентифицирует себя с той или иной системой развития культурных ценностей. Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно с тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье. В частности, подход Р.Орта в исследовании совместимости супругов. Он считает главным условием счастья совпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения. Идея «сценарного подхода» возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э. Берна. В его понимании «сценарий – это некая имеющаяся у индивида программа, в соответствии с которой он строит свою жизнь. Сценарий формируется в детстве на основе 11. опыта жизни в родительской семье и «родительского программирования». Родительское программирование по Э. Берну – это косвенное указания, которые родители дают своим детям, по поводу целей и смыслов жизни, места в ней других людей, по поводу контактов с противоположным полом и т.д. Большое количество информации предаётся невербально, с помощью мимики, жестов, поддерживающего или осуждающего поведения родителей в различных ситуациях. Формирующиеся таким образом «жизненные сценарии» по большей части неосознаваемые, так как усваиваются детьми в том возрасте, когда их интеллектуальные способности и критичность ещё чрезвычайно слабы. Эрик Берн писал: «Некоторым счастливчикам дано нечто, не входящее в рамки любых классификаций поведения: это и осознание настоящего, и спонтанность, и нечто более ценное, чем любые игры, - подлинная близость. Но для неподготовленного человека все три возможности будут пугающими и даже опасными. Возможно, для большинства лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в сотрудничестве с себе подобными, в том, что мы называем «общность». Это может означать, что для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть». В этих словах заложен глубокий смысл понимания взаимоотношений в семьи. Дальнейшие теоретические и практические исследования привели к идее о существовании «брачных сценариев». «Брачный сценарий» – это существующее у индивида, чаще всего неосознаваемое представление о том, как должны развиваться его отношения в супружестве. Они могут, как способствовать адаптивному поведению в браке, так и препятствовать ему. Речь идет о согласованности в распределении семейных ролей, о том, какую 12. нагрузку берет на себя каждый из супругов. Это сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций. Семейно – ролевая совместимость имеет два аспекта. Во-первых, согласованность семейных ценностей. Семейные функции, преломляясь в сознании личности, выступают как установки относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она должна приносить. Эти ценности образуют иерархическую шкалу. Рассогласование школ семейных ценностей – одна из причин семейной дисгармонии супругов. Это рассогласование проявляется в том, что партнеры критикуют друг друга за излишнее внимание к тем или иным сторонам семейной деятельности, пренебрежение к другим, по их мнению, более важным. Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной семьи в соответствии с этими установками. Ролей множество, они требуют от человека совсем разных качеств, и распределение их происходит не всегда безболезненно. Кто-то должен быть хозяином в доме, обеспечивать материальный достаток, следить за порядком, кто должен стать лидером в воспитании детей, кто-то поддерживать контакты семьи с родителями и друзьями, кто-то – утешителем и эмоциональной отдушкой. Сопротивление партнера, столкновение семейных ценностей супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни. Второй аспект семейно-ролевой совместимости – согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье. Ролевые установки личности 13. проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации семейного досуга. 14.
 
 1.4.Прародители в системе семейных отношений.
 
Взаимоотношения поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явление; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей (бабушек, дедушек) и их детей и внуков. В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Обычаи, традиции, преемственность, наследие – все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. Однако характер отношений между поколениями не остаётся неизменным. Особо существенные перемены произошли во второй половине XX столетия [О.Г. Прохорова]. Известный американский этнограф М.Мид предлагает различать три исторических типа культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. В постфигуративной культуре (традиционно патриархальной) изменения происходят так медленно и постепенно, что деды, держа в руках новорождённых внуков, представляют их будущее по образу собственного прошлого. Представитель старшего поколения в таком обществе – «законченный образец жизни, как она есть», прожитое им – схема будущего для его детей. Взаимоотношения возрастных слоёв чётко регламентированы, каждый знает своё место. [109] Темпы развития современного общества стремительны. В мире, где предстоящее неизвестно, знания и опыт старших часто не могут найти применения, а иногда становятся даже вредными в силу совершенно 15. изменившихся условий, обстоятельств, законов. Человек, скорее, вынужден учитывать мнения учёных, ориентироваться на взгляды и поведение современников; и дети, и взрослые учатся у сверстников и даже более того – взрослые учатся у своих детей. Авторитет старших уже не может служить главной опорой для молодых. События, необратимо изменившие отношения человека к миру природы и к человеку (компьютеризация, атомная энергетика, глобальная информатизация, открытия в области генетики вплоть до клонирования живых существ, космические исследования и оружия массового уничтожения), привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями. В XX в. в условиях увеличения средней продолжительности жизни сложилась новая историческая ситуация реального сосуществования взрослых детей и их пожилых и старых родителей в течение довольно длительного периода (примерно в полтора раза дольше, чем в XIXв.). Общество поставлено перед необходимостью выработать новые нормы отношений между людьми разных поколений. Признание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополняться осознанием ценности инновации. Только встречное движение позволит прийти к содержательному диалогу поколений, к взаимопониманию. Россиянин пожилого возраста, наш современник, весьма озабочен жизнью и судьбой детей и внуков, считает их проблемы собственными. Высказывания людей старшего поколения свидетельствуют о том, что они вовлечены в проблемы близких, часто соотносят цели и планы своей жизни с событиями более молодых. 16. Такая ориентация сохраняет перспективу личностного развития, способствует осознанию ценности своего «Я». Переориентация на внутрисемейные отношения является закономерным этапом психической жизни пожилого человека [И.Ф. Шахматова, 1996г]. В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследование, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально – поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жёстко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно – психическими расстройствами. Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Одной из наиболее часто встречающихся проблем в супружеской паре на этом этапе является проблема взаимодействия супругов с родительскими семьями. Она может порождаться в большей степени кем-то из супругов либо родителями. Супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на принимаемые решения: определить в какие области жизни семьи родители могут вмешиваться, а в какие нет. Проблема взаимоотношений с родительской семьёй также может быть представлена как проблема дистанции. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской семьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, причем часто без осознания того, что же именно вызывает негативные чувства. 17.
 
Глава II Транскультуральный подход в супружеских отношениях 2.1. Основные направления в транскультуральном подходе.
 
Изучив влияние транскультуральных семейных традиций на отношения в супружеской паре у разных авторов, мы приходим к выводу , что существует несколько направлений изучения данного подхода. Основными по нашему мнению можно считать: Позитивную семейную терапию (Н. Пезешкиан); Супружеская совместимость (Карабанова); Семейное самосознание (Т.М. Мишина, Е.Н. Юрасова). Позитивная психотерапия, занимающаяся, в сущности, базовыми человеческими способностями – потенциальными и реализованными, - может быть понята людьми разного социального положения и пролить свет на транскультуральные проблемы. Принципы воспитания, лечении и психиатрии всегда определялись доминирующей на данный момент концепцией человека, сформированной на основе опыта, полученного от родителей и близких, и убеждений усвоенных от других или являющихся частью традиций. Транскультуральный подход пронизывает всю позитивную семейную психотерапию, он помогает понять индивидуальные конфликты. Если перенести позитивную семейную терапию на реальные социальные взаимоотношения, нам удастся создать социальную теорию, которая наряду с экономическими факторами будет уделять особое внимание созидательным возможностям непосредственных отношений между людьми. Т.М. Мишина ввела в транскультуральный подход понятие «образ семьи», или образ «Мы», - своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования отдельных её членов. Семейное самосознание – 18. согласованный образ семьи, разделяемые всеми её членами представления о ценностях семьи, её статусе, образе жизни, ролях . главенстве, нормах и правилах взаимодействия. Важнейшим компонентом семейного самосознания является семейная судьба. Сходство судеб выступает как повторяемость обстоятельств и особенностей наиболее важных семейных событий. Наиболее часто воспроизводимый сценарий общности семейной судьбы – это «несчастная женская судьба», в которой дочери повторяют судьбу матери. [Разумова, 2001]. Семейный календарь выполняет фиксацию дат и периодов повторяющихся событий, интервалов между значимыми семейными событиями. В семье часто происходит мофологизация совпадения дат смертей и рождений. Основой такой мофологизации является неосознанное представление о том, что новый родственник вытесняет приходит на смену старому и получает свою долю семейной жизненной энергии и пространства (Байбурин, 1993). Семейная история – воплощение семейной родословной, семейного имени. Семейные реликвии - психотехническое значение действия передачи «по наследству», из рук в руки, состоит в укреплении семьи и утверждении особой роли человека, получающего семейную реликвию, - роли ответственного за благополучие семьи, продолжателя и хранителя её истории и традиций. «Семейное имя» как наречение детей именами покойных или здравствующих родственников поколение в поколение может выполнять функцию стабилизации семьи и рода. [Разумова,2001]. О.А. Карабанова рассматривала транскультуральный подход в отношениях в супружеской паре с точки зрения совместимости, которая ставит семейные отношения в зависимость от сходства и различий 19. мировоззрении, ценностно - смысловой сфере, компетентность супругов. Высокая степень сплочённости семьи обеспечивается единством ценностей, мировоззрения, и супружеских представлений. Необходимым условием интеграции и сплочённости семьи считается супружеская совместимость. Совместимость означает толерантность, высокую степень терпимости к особенностям поведения и личности друг друга, готовность принимать супруга таким какой он есть. Показателями по О.А. Карабановой выступают: 1) согласованность семейных ценностей; 2) согласованность ролевых ожиданий в отношении целей и ролевых моделей поведения супругов; 3) совпадение взаимных оценок супругов выполнение каждым из них своих семейных ролей; 4) Принятие личностных и поведенческих особенностей партнёра , готовность учитывать их в сотрудничестве. [О.А. Карабанова с.108-109]. Супружеская совместимость характеризуется степенью супружеской адаптации и взаимного приспособления. 20.
 
 2.2.Понимание транскультурального подхода в изучении отношений в супружеской паре.
 
В литературе, посвящённой проблемам отношений в супружеских парах семья понимается как исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающая общим менталитетом, национальным характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других. Под менталитетом традиционно понимается глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих семье в историко-культурных условиях. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер взаимоотношений к наиболее значимым аспектам супружеской жизни [Обухова]. В рамках семьи менталитет определяет следующие представления: · о нормах мужского и женского полоролевого поведения; · о смысле и содержании брака; · о способах воспитания; · о правилах регулирующих отношения семьи с социальным окружением; · содержание материнской и отцовской роли. Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разного исповедания по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьёй и выбор брачного партнёра. Об исходных фактов пишет известный немецкий психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать 21. при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиции. Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья - это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? Хорошая ли она хозяйка? Хорошая ли у неё репутация? Вначале решение принимают родители, тёти дяди и т.д., а затем они представляют кандидата в привлекательном виде: «У нас есть для тебя хорошая жена».[ Н. Пезешкиан с.15]. В Центральной Европе выбор брачного партнёра чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости. В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникнуть, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты мало вероятны, так как родители фактически сами могут выбирать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям. Существенное влияние на характер организации жизни семьи оказывают конфессионально (религиозно) заданные нормы и правила. Религия представляет собой институционализированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере человеческого бытия. 22. Значении религии состоит в придании смысла ценности человеческому существованию. В религии обобщены ценности человека, цели, к которым он должен стремиться, правила его личных отношений и взаимосвязей с окружающим миром, особенности его повседневного поведения. Своим отношением к религии родители создают образцы мышления и поведения детей. Конфессиональные (религиозные) нормы, в частности, определяют особенности супружеских отношений в семье. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении православных и мусульманских семей. Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям, справедлив и в случае моделей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений "родители-дети". Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их 23. эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.
Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения.
Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать. Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то "идеалы" секса, насилия и страха, насаждаемые западной поп-культурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению. Опасность такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи [Обухова, Пезешкиан]. 24.
 
3. Заключение.
 
Рассматривая различные подходы и методы изучения транскультуральных семейных традиций на отношения в супружеской паре, мы приходим к выводу о существовании нескольких направлений изучения данного явления. Направлений существует несколько и все они безусловно важны в понимании отношений супружеской пары, схожесть их целей в том, что не должен быть отказ от культурных, групповых и индивидуальных отличий. Основными направлениями, объединяющими влияние транскультуральных традиций на отноше
Детский мир
Поиск
Праздники дня
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Гороскоп
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 253 ОАО "РЖД"  ст.Литовко.
Программа развития и воспитания  "Детство"
Приоритетное направление: художественно-эстетическое.
штат:23 сотрудника из них 7 педагогов
Заведующий Чернышева Ольга Алексеевна
Педагог дополнительного образования по изодеятельности Щёлкина Анастасия Викторовна
Педагог дополнительного образования английский язык Горлова Мария Александровна
Музыкальный руководитель Игнатова Зинаида Ивановна
Воспитатели Бармина Татьяна Николаевна
                        Кочнева Татьяна Анатольевна
                        Карпова Елена Викторовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz