Семейное консультирование.
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. В наше время включённость в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье. Поэтому изучение аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье. Социально – психологические проблемы семьи можно свести к трём основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надёжную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов и их детей, психолог получает с помощью различных диагностирующих методик, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно – психологические основы супружеских отношений. Психологические консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное счастье. Психологи должны гибко регулировать отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами. 1. 1. История, предмет и задачи семейного консультирования. Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому – либо делу; совет специалиста; учреждение, которое даёт такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому – нибудь вопросу. Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознаёт свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. Так, стиль консультирования в русле личностно – ориентированного подхода отличается полной центрацией на клиенте, особым вниманием к его переживаниям и опыту. Когнитивно – поведенческий подход, или НЛП (нейролингвистическое программирование), предполагает краткосрочное консультирование, схожее с процессом социального научения или переобучения. За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50-е гг. ХХ века. От классической психотерапии его отличает отказ от концепции болезни, большое внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ресурсам; от обучения – придание значения не столько знаниями, сколько способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-хх гг. прошлого столетия. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации. Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов. В чём суть процесса, возникающего между человеком (или семьёй), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком её оказывающим (консультантом)! Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций? Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования? Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? Какие приёмы и техники могут быть сознательно использованы в 2. процессе оказания помощи. При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на взаимодействие проблемы последнего. Это взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей. В остальном позиции расходятся. Они полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе (к примеру, на межличностных отношениях), и основная его задача – помочь семье или отдельному человеку посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые будучи источниками трудностей, обычно осознаются и не контролируются. Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести своё подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я. В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин «психологическое консультирование» как синоним психологического сопровождения клиента (личности и семьи) в сложные периоды жизни. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие её во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром). Основная цель семейного консультирования – это оказание психологической помощи супругам, то есть разговор с психологом должен помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. 3. 2. Основные стадии процесса консультирования. Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно – разделённую деятельность консультанта и клиента, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. При работе с каждой семьёй цели и задачи уникальны, как её жизненная ситуация, но если говорить об общей задачи консультирования семьи – то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации – помочь принять жизнь во всех её проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию. Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя её форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вёл к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шёл патологическим либо социально неприемлемым путём (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.д.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненные ситуации. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, 4. другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контантировать между собой и с социумом, адаптироваться в нём. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально – психологической поддержки семьи, её развитие, ориентированные на конркретную семью и конкретных детей. Предусматривается также создание специальных социально – психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования – сопровождения. Психологическое консультирование – пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причём следует различать динамику консультирования. Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трёх основных задач: 1.Определить место, на котором в момент обращения находится семья. 2.Выявить состояние, которого хочет достичь семья и выбор направления изменений. 3.Помочь семье туда перебраться. 3. Методы и методки семейного консультирования. Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, т.е. терапевтическая беседа, направленная на социально – психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется всё богатство методов и приёмов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решётки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике). 5. Во многом выбор методов определяется тем уровнем, на котором осуществляется консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний уровни консультирования. Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используется технологии создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии. Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к самому себе и другому человеку. На более глубоком уровне, когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и психодраме. Конструктивный диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружеской парой или семьёй в целом и на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и принятие компромиссных решений. Особенно важен первый – подготовительный этап, его задача – найти точки соприкосновения и переформулировать цели супругов. На этом этапе психолог направляет усилия на то, чтобы превратить пару, пришедшую с нереалистическими ожиданиями, в активных ответственных участников процесса: он устанавливает доверительные отношения, объясняет принципы партнёрского общения и т.п. После этого можно переходить ко второму этапу – переговорам. Конфликтующие стороны начинают встречаться в роли полноправных партнёров, а психолог руководит их встречами, выполняя роль посредника, фасилитатора, модели партнёрских отношений. В результате постепенного обмена мнениями, чувствами и пожеланиями, участие в ролевых играх и специально смоделированных ситуаций взаимодействия супруги переходят к третьему этапу – принятию компромиссного решения Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг к другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка. Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке. Совместимость супружеской пары исследуют с помощью специальных методик. 1. Опросник «Общение в семье» измеряет доверительность общения 6. в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопониемание супругов, лёгкость и психотерапевтичность общения. 2. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье. 3. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представление супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой. 4. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственность за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйка) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнёра, психотерапевта. 5. Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно – психическое напряжение; семейную тревожность. Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуального психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова). Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощью таких методик, как определение типа темперамента (Г. Айзенк), «16 личностных факторов» (Р.Кеттел), тест «ММРI» (Дж. Мак – Кинм, С. Хатэуэй), методика рисуночной фрустрации (С. Розе – Цвейг), цветовой тест (М. Люшера) и другие. Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Духовное взаимодействие партнёров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентаций, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака. 1. Опросник «Интересы – досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга. 2. Самоактуализационный тест (САТ) (Ю.А. Алешина, Л.Я. Гоз-ман, 7. Е.М. Дубовская_ разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шосторма и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие и т.д. 3. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) даёт возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизниЮ наиболее значимых в семейном взаимодействии: 1)отношение к людям;2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4)ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности» секса; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам. Методы изучения нравственно – психологических основ супружеских отношений. Большое число разводов свидетельствуют о том, что неблагополучие семьи остаётся одной из актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные, а также невротические. В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно – психологические факторы супружеских отношений. Практический психолог, приступая к изучению нравственно – психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворённость браком его стабильность. 1.Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бу-тенко, Т.Л. Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс – диагностики степени удовлетворённости – неудовлетворённости, а также согласования – рассогласования удовлетворённости браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы. 2. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Горзман) даёт возможность 8. охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. 3. Опросник «Конструктивно – деструктивная семья» (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления. Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью. Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально – экономические и демографические харакетеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование. Род занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов и более старший (3-7) лет возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырёх человек. Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы. Изучая межличностные отношения в системе «родитель – ребёнок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания: родительские установки, отношение родителей к ребёнку и жизни в семье, нарушение воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности и т.п. Все эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью специальных методик. 1. Тест «Родительско – детские отношения» (РАRI) (американские психологи Е.С. Шеффер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещербет). 2. Тест опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушения воспитания (АСБ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. 3. Тест опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, 9. ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. 4. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско – роди-тельского взаимодействия (Е.И. Захарова). Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребёнок» глазами ребёнка. Наиболее популярен у психолога графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы. Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений. Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье» разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков. 5.Принципы психологической помощи. Консультирование супружеской пары должно соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом и веры в её силы; не переделка, а квалифицированная помощь и поддержка естественного развития. Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Консультант должен принимать семью и её позиции и давать клиентам почувствовать это. · Консультанту следует уважать автономность семейной диады, обратившейся за помощью, её права на свободный выбор своего пути развития (если, конечно, её образ жизни не угрожает жизни и здоровью ребёнка). Помните: консультирование эффективно только тогда, когда оно способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостности. · Консультант осуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из её членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи. Консультирование должно осуществляться в логике позитивных возможностей развития семьи, а не искусственно навязывать супругам цели и задачи извне. · Осуществляя консультирование семейной пары, психолог должен соблюдать принцип реалистичности: не пытаясь «переделать семью 10. или кого-либо из членов семьи», «обеспечить жизненное благополучие или трудоустройство». Он может лишь поддержать в период преодоления «разрывов жизни», помочь преодолеть типичное для кризисных периодов отчуждение от себя и мира, создать условия для выявления внутренних ресурсов, позволяющих «стать автором и творцом своей жизни» и обрести большую гибкость в отношениях как между членами семьи, так и в отношениях семьи с «большим миром». Умение слушать и слышать каждую из сторон помогает наладить контакт, а значит, даёт шанс на успешное консультирование. Консультируя семью, необходимо более чётко структурировать процесс приёма.
Гороскоп для детей. Козерог 22.12 - 19.01
Даже в младенце – Козероге чувствуется необыкновенная
взрослость. Начните с ним сюсюкаться, – он одарит Вас таким взором, что Вы
почувствуете себя «глупо». У них сильная воля, твердо знают что хотят.
Дисциплинирован, его игрушки лежат в определенном месте, и он будет
протестовать, если Вы посмеете нарушить его порядок. Очень привязан к дому и
семье, предпочитает гулять с родителями, а если они заняты - посидит дома.
Редко бывает много приятелей, зато непременно близкий друг, которому доверяет
все свои тайны. Дети – Козероги послушны, надежны, упорны, а так же усидчивы и
ответственны, так что учеба, не представляет трудностей. Из всех игр
предпочитает играть « Во взрослых». Больше всего любит, когда с ним
разговаривают как с взрослым. Посещайте с ребенком музеи, выставки, театры, это
доставит ребенку удовольствие и принесет пользу. Между вами возникнет контакт.
Дети – Козероги слишком серьезно относятся
к жизни, им не хватает чувства юмора. Если им что – то очень нужно, они все
равно добьются, своего рано или поздно. Проблемой может быть только излишняя
медлительность. Не торопите его, он не может действовать быстро и все хватать
на лету. Никогда не сравнивайте его с друзьями, не говорите что кто - то лучше
его. Результатом будет комплекс неполноценности. Козерог нуждается в помощи, а
не в нотациях. Иногда могут случаться депрессии. Разберитесь в причинах и
постарайтесь его развеселить. Не позволяйте ребенку долго плакать, ему это
вредно, он может простудиться и серьезно заболеть. Родители могут много сделать
для своего ребенка – создать для них теплую и жизнерадостную атмосферу.
Побольше легкости, любви и смеха. Он осваивает искусство жизни небольшими, но
планомерными шагами. Не торопите его.
Водолей 20.01 - 18.02
И
мальчики и девочки Водолея сделаны из смеси урана, электричества и высоко –
частотных волн. Вам придется всю жизнь находить их не рядом с
собой, а в далеком будущем. Чудеса привлекают их внимание, особенно если дело
происходит на других планетах. Любимое чтение – научная фантастика. Эти дети –
независимы, изобретательны и на редкость оригинальны. У них активный ум,
нуждающийся в постоянной, интеллектуальной пище. Если водолею что – то
интересно – он доведет начатое дело до конца. Знания усваивает легко и
незаметно, кажется, что знания сами рождаются в них, и они не в состоянии
объяснить это. Способны к искусствам, могут проявлять себя в любой творческой
деятельности (литературной, научной). Такие профессии, как медсестра, продавец,
учитель – не для них, так как обыденны, и неоригинальны. Ребенок настоящая загадка. Учить
и воспитывать Водолея задача не из простых. Ребенком Водолей застенчив и робок,
упрям. Но вырастит он – душа компании. Первое что следует сделать, –
остановиться на какой нибудь одной из его сногсшибательных идей и направлять
его к ней следя, чтобы он никуда не сворачивал. Во – вторых, помогайте ему
систематизировать свои мысли и выстраивать их по законам логики. В – третьих,
приучите вашего Водолея к какому – нибудь виду спорта или, хотя бы к зарядке.
Обладая повышенной мозговой активностью, Водолеи часто физически совершенно
инертны. Водолеи склонны к пессимизму или раздражительности. Это объясняется
тем, что они улавливают даже невысказанные и невыраженные мысли и чувства, и
это их слишком мучает. Чрезвычайно вредно действует на ребенка ссоры, конфликты
в семье между взрослыми. Вредно соседство нервных людей. Не ссорьтесь с ним,
если ребенок проявляет упрямство или гнев. Оставьте его в покое, через
некоторое время он забудет об этом.
Рыбы 19.02 - 20.03
Если
приглядитесь к ребенку – рыбе
повнимательнее, то увидите что он необыкновенно похож на маленького
эльфа с мечтательными волшебными глазами. Больше всего на свете эти дети любят
сказки. Они необыкновенно артистичны и музыкальны. Хорошо танцуют, любят
поэзию. Рыбы предпочитают общества взрослых детским компаниям. Рыб часто
обвиняют во лжи. Но на самом деле это не ложь, а слишком богатое воображение, в
силу которого они часто рассказывают небылицы. В таких случаях переключите
ребенка на сочинение стихов или сказок, придумывание, рисование картинок. Рыбы
очень нежны, душевно ранимы и мало приспособлены для жизни. У Вас тихий,
миролюбивый и доброжелательный ребенок. Очень смешлив. Если хотите, чтобы
ребенок съел предложенную вами пищу, придумайте какую – нибудь смешную игру.
Эти дети любят игры с водо Несмотря на ангельский вид,
характер у Вашей Рыбы далеко не
ангельский. Он всегда сумеет настоять на своем, хотя и будет сопровождать свою
решимость обольстительными улыбками, наивным взглядом. Именно Рыбы принадлежат
к тем несносным детям, которые предпочитают спать днем и играть по ночам. Когда
Рыбы подрастут, Вам придется потратить уйму времени, чтобы приучить его к
порядку и определенному расписанию. Они не выносят шума, криков, насилия.
Насилие приводит в ужас. Им не следует смотреть перед сном телевизор, они не должны
слушать грустную и мрачную музыку. Вообще эти дети растут робкими и
неуверенными, требуют массу внимания и забот. Немало усилий придется приложить,
прежде чем они осознают свои уникальные природные способности.
Овен 21.03 - 20.04
Если
существует такой тип как практичный идеалист – то это Ваш ребенок. Он наивен и тверд, мягок и
напорист одновременно. Дети – Овны – заводилы в любой компании, они генераторы
идей. У них богатое воображение, они мечтательны и сентиментальны. В глубине
души Овен очень нежный, он страшно боится не понравиться и быть нелюбимым. Овна привлекает все новое.
Он все хватает, все исследует. Он любит карабкаться на лестницы, деревья,
преодолевать препятствия. Оборудуйте для него спортивный уголок, где он мог бы
тратить свою энергию. Овен любит быть первым, так что полезно занять его
спортом. Овен страстно любит книги и тянется к знаниям, но не сидя столько
времени взаперти. Уча его чему – то,
действуйте по средством логического убеждения и любви. И то и другое ему по
душе.
Если Ваш ребенок мальчик он может быть довольно
агрессивным. Никогда не отвечайте агрессивностью на его агрессивность,
жесткостью на жесткость, иначе он может вырасти жестоким. Обращаться с Овном
нужно твердо, но ласково. Несмотря на браваду, он боится что его могут
разлюбить. Не поощряйте в мальчишках любовь к оружию и к грубым играм. Ваш
ребенок импульсивен и часто решает спор с ровесниками кулаками, именно он может
стать зачинщиком драк и конфликтов. При этом у него совершено невинный вид. Бесполезно
читать нотации. Лучше придумать, чем увлечь таких детей и найти более полезное
поприще для приложения их энергии. У ребенка сложно с дисциплиной. Горячо
берясь за дело, он бросит его при первых же трудностях, он будет страдать от
этого, когда вырастет, если Вы не сможете развить у него дисциплинированность.
Эти дети любят шумные игры. Их привлекают музыкальные игрушки, движущиеся
механизмы.
Близнецы 22.05 - 21.06
У Вас
на редкость активный, впечатлительный ребенок. Он полон любопытства и плохо
засыпает, боится пропустить что - нибудь интересное. Они чрезвычайно способны
буквально ко всему, все схватывают на лету. Эти дети легко вступают в общение с
другими людьми, друзья меняются часто. Любит книги, причем интересует не
художественная литература, а книги, в которых содержатся факты и информация.
Ребенок способен к иностранным языкам. Превосходно копирует людей их малейшие
особенности. У Близнецов нередко одинаково хорошо развиты обе руки. Они могут
писать и рисовать как правой, так и левой рукой. Пальцы тонкие и гибкие, очень
ловкие. Фокусниками чаще всего бывают люди именно этого знака. Множество
способностей их отличительная черта.
Основные опасности, подстерегающие Близнеца –
это нетерпеливость и ненастойчивость. Часто перебивает собеседника,
отвлекается, ему трудно на главном сосредоточиться. Было бы не плохо, если Вы,
начали его учить на музыкальном инструменте – это помогает развить усидчивость.
Он слишком легко возбуждается, не рассказывайте страшных историй, не позволяйте
смотреть страшных фильмов. Дети этого типа своеобразно упрямы. Если они не
хотят чего – то делать, они не вступают в открытый конфликт, но все таки
находят способы увильнуть от нежелательных занятий. Позаботьтесь о том, чтобы у
ребенка было всегда интересное, увлекающее его занятие. Скучающий Близнец может
предпринять, что нибудь по собственной инициативе, и это может вам не
понравиться. Позаботьтесь о физическом развитии ребенка, хотя он сам может не
проявлять никакого интереса к физкультуре и спорту. Близнеца, часто упрекают во
лжи. Надо научить его отличать вымысел ото лжи.
Рак 22.06 - 22.07
Дети
– Раки обычно спокойны, уравновешены, любят подолгу играть сами с собой.
Благодаря богатому воображению им никогда не бывает скучно. Раки очень
чувствительны и ранимы. Они не любят когда их обижают, или над ними смеются.
Юным Раком свойственно сверхчувствительность. Они очень остро реагируют на
отношения к себе, и поэтому не пытайтесь вторгнуться в сокровенный мир Вашего
ребенка. Уважайте его секреты. Эти дети очень покладисты с теми людьми, которые
их любят. Этих детей нельзя пугать. Они очень восприимчивы к Вашему настроению,
и если Вы нервничаете, сами начинают нервничать. Пусть в конфликтной ситуации
разбирается тот родитель который поспокойнее. Эти дети чутки и привязаны,
поэтому если ребенок ведет себя не так, как Вам бы хотелось, достаточно
показать ему, что вы огорчены.
Дети
– Раки пугливы и большие плаксы. Но плач их нередко вызван испугом, болезнью. Поэтому
не следует их за это наказывать, а лучше приласкать и объяснить, что все это
вовсе не так страшно, как им кажется. В противном случае страх обернется
злобой, подозрительностью и жестокостью. Проявляют интерес к деньгам, скупы.
Уделяя детям, Ракам повышенное внимание – не перегните палку. Слишком большая
опека может привести к тому, что, став взрослым, Рак будет несамостоятельным,
слабохарактерным и беззащитным. Вот почему, воспитывая Рака, следует
придерживаться золотой середины. Ласка и строгость должны равномерно
чередоваться, правда ласки может быть и больше, но не намного. Впечатлительный
Рак поддается нервным заболеваниям. Берегите его нервную систему! Избегайте
навешивать на него ярлыки. Помните, что он может прилипнуть к ребенку на всю
жизнь.
Лев 23.07 - 23.08
Ваш
ребенок обладает природной интуицией, привлекательностью. Дети Львы активны и
подвижны, чем другие дети, и их активность вредно ограничивать. Но руководить
маленьким Львом нужно твердо и неукоснительно. Очень чуток к похвале, если Вы
заметили у него успехи, непременно похвалите, он будет стараться заслужить
похвалу еще раз. Лев не любит одиночества. Приглашайте его сверстников в дом, –
Львята умеют позаботиться о своих гостях и сделать так, чтобы каждому гостю
было интересно. Эти дети по своей натуре добрые и щедрые. Очень полезно иметь
домашних животных, они любят заботиться о них. Также любят музыку и театр.
Через театр привлекайте его к чтению.
Любой
Лев – маленький король и ему больше всего нравиться повелевать. Если вы будите
во всем потакать, Вы получите маленького домашнего тирана. В любой компании он
хочет быть самым лучшим, а если ему это не удается, – проводит время перед
телевизором или изводит родителей своими придирками. Если произошел конфликт со
сверстниками, – не наказывайте его, лучше вызывайте к чувству справедливости.
Постарайтесь его убедить, что если сегодня в игре он был главным, то завтра
очередь его товарища. Маленькие Львы не любят купаться. Их пугает шум бегущей
волны, поэтому не включайте кран, когда ребенок находится в ванне. Детям
Львятам присуще врожденное чувство гордости, обильно приправленное тщеславием.
Они с большим достоинством, как должное, принимают поклонение, обожание и
любовь не только родственников, но и всех окружающих. Воспитывая Льва, следует
в равных долях применять розгу и пряник. Только одно из этих средств окажется
не просто малоэффективным, но и принесет большой вред.
Дева 24.08 - 22.09
Ребенок – Дева быстро
сообразителен и в тоже время тих и бесшумен. Эти, казалось бы, несовместимые качества будут определять
всю дальнейшую жизнь. Девы, трудолюбивы, ответственны, серьезны, но вместе с
тем ненавязчивы и приятны в общении. У Дев – активный ум, любят
интеллектуальные игры, шашки, шахматы. С ними нужно очень много заниматься,
читать и играть. Иначе став взрослыми, они будут чувствовать себя ущербными. У
ребенка много здравого смысла. Если он делает что –то не то, например, дразнит
собаку, объясните ему, почему это делать нельзя. Он Вас поймет и больше не
повторит шалости. Любит животных, купите ему маленького питомца: котенка,
птичку, хомяка. Прислушайтесь к тому, что говорит Ваш ребенок, он очень мудр.
Даже очень
красивые, умные дети страдают излишней скромностью. Говорите им как можно
больше ласковых слов, хвалите их, восхищайтесь ими. Это их не портит, а только
вселит уверенность в своих силах. Девы медлительны, поэтому Вы не должны
проявлять слишком бурного беспокойства по поводу их здоровья. С другой стороны,
они скрытны, не жалуются, держат при себе свои проблемы и молча страдают. Ребенок
должен Вам доверять, иначе он Вам ничего не расскажет. Если у ребенка не в
порядке нервная система, он превращается из спокойного ребенка в суетливого и
тревожного, теряет сон. Чтобы это не случилось, ему нужен повседневный твердый
распорядок дня, который не нарушается. Плохо переносят смену обстановки.
Постарайтесь устраивать как можно меньше
перемен и проявляйте побольше теплоты и любви, даже если на вид Вам кажется что
ребенок малоэмоциональным. Вашему ребенку полезно заниматься музыкой или другим,
каким – либо искусством. Это снимает нервное напряжение, расширяет
кругозор.
Весы 23.09 - 23.10
Как
правило, у этих детей приятная внешность, хорошо сформированные ручки и ножки.
Ваш ребенок уже родился эстетом, – он нуждается в красивом внешнем оформлении
пастельных тонов, тихой мелодичной музыке. Обожает порядок и уют в доме.
Поэтому будет помогать Вам, поддерживать чистоту в доме. Эти дети очень
артистичны, музыкальны, любят рисовать. Покажите ребенка специалисту, чтобы
дать этим способностям вовремя развить. Ум Весов быстрый и логичный, они любят
дискутировать и обладают большой любознательностью. Не любят сплетен и не
терпят одиночества. Присутствие других людей, даже если они не вступают с ними
в общение, успокаивает ребенка. В наказаниях не нуждается, покажите ему, что он
Вас огорчил.
Ваш
ребенок восприимчив к знаниям, но быстро утомляется. Неспособность к длительным
усилиям иногда приводит к тому, что он бросает начатое дело, не доводя его до
конца. Вам кажется, что Ваш ребенок ленив. Это не так. Просто у него период
активности сменяется периодом полной апатии. Примите это как должное. В период
покоя он как бы аккумулирует энергию. Ребенка – Весы нельзя ставить перед
выбором, они не любят, когда их торопят, особенно принимать решения. Тут Весы
совсем теряются и впадают в прострацию. Ребенку лучше на первых порах
подсказать, с чего начать. И делать это нужно спокойным, ровным тоном, иначе Вы
не сдвинете дело с места. Ваш ребенок не выносит конфликтов между родителями.
Не повышайте голоса в его присутствии, не ссорьтесь при нем, - он может от
этого заболеть. Следите за тем, чтобы ребенок не ложился спать огорченным. Все
проблемы должны быть решены до того, как ребенок отправится в постель.
Скорпион 24.10.- 22.11
Природа
создала Скорпиона борцом чтобы он выходил победителем из всех жизненных
баталий. Он крупнее, сильнее, крепче остальных детей. Ребенок Скорпион мудр не
по годам. То, что другим детям придется внушать годами, он постигает
самостоятельно и мгновенно, каким – то шестым чувствам. К тем, кого он любит,
Скорпион необычайно внимателен и предан им до самозабвения. Зато те, кто
пытается « наступить ему на хвост», рискует получить такой укол, от которого не
скоро оправятся. Скорпион обладает огромным запасом энергии. Если не направить
ее в нужное русло, оно может, переключится на весьма нежелательные объекты.
Ребенка следует занимать физически и интеллектуально как можно больше.
Дети любят
бороться как в прямом, так и в переносном
смысле. Они довольно агрессивны, могут сделать другому больно. Их нужно
обязательно научить контролировать свою агрессивность. Если ребенок сделал Вам
больно, обязательно доведите это до его сведения. Но ни когда не отвечайте ему
тем же, иначе он вырастит жестоким. Постарайтесь перевести его агрессивность в
интеллектуальный план. В дружбе они избирательны, так что у них ярко выражены
симпатии и антипатии. Очень требовательны к своим друзьям и могут вырасти
нетерпимыми. Постарайтесь мягко объяснить что все люди имеют недостатки,
укажите на его собственные. Никогда не наказывайте ребенка без достаточных
оснований. Если Вам кажется, что Ваш ребенок неправ, используйте его
способность рассуждать и доказывать. Стойте всегда на позиции справедливости и
тогда вы не потеряете его уважения. Скорпионы могут впадать в крайности. Если
они чего - то хотят, они будут добиваться этого, пока не получат. Если ребенок
поставил перед собой цель, которая Вам не нравится – Вам его не переубедить.
Попробуйте переключить его внимание на другую.
Стрелец 23.11 - 21.12
Ваш
ребенок с самого рождения чрезвычайно активное, любознательное существо. Они
начинают свой день с вопроса и засыпают с вопросом на устах. Стрелец – огненный
знак, поэтому свойственна им повышенная энергия, склонность к лидерству.
Стрельцы обладают неиссякаемым оптимизмом и дружелюбием. Они будут активно
искать себе друзей, а если почему – то потерпят поражение, то будут делать
новые попытки. Способны признавать свои ошибки. Детям – Стрельцам свойственна
врожденная честность и правдивость. Родители должны помнить, что дети не
прощают лжи окружающим. Очень любят животных, а так же игры и развлечения на
свежем воздухе.
Вам
придется проявлять много терпения и изобретательности, чтобы
приучить ребенка к порядку, чистоте и дисциплинированности. Необходимо, что – то
придумать, чтобы сделать для него привлекательным чтение и книги. Лучше
чередовать умственные занятия с физической активностью, так как ограничение в
движении для этих детей вредно. Дети Стрельцы любят учиться. Единственным
препятствием может оказаться непоседливость и нетерпиливость. Родителей
Стрельцы будут слушать лишь в том случае, если те справедливы и уважают своих
детей. Если мать и отец неправы, они, по мнению Стрельца должны признать свою
ошибку и попросить прощения. Те родители, которые отказываются вести себя
подобным образом, навсегда потеряют авторитет в глазах Стрельцов. Глаза Вашего
Стрельца всегда устремлены в небо, поэтому он может не заметить лежащего под ногами камня и
споткнуться об него. Но, даже больно ударившись, он все равно будет идти
вперед, а взгляд его будет вечно устремлен ввысь.
|